Воскресенье, 28.04.2024, 14:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Мастер – класс к уроку биологии (различные формы подготовки к ЕГЭ)

Главная » Файлы » Файлы

Мастер – класс к уроку биологии (различные формы подготовки к ЕГЭ)
[ ] 19.10.2010, 15:28

 

Тема: «Положение человека в системе животного мира. Эволюция гоминид».
Цель: сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле.

Задачи:

  •  Образовательные: познакомить со взглядами некоторых ученых на эту глобальную проблему; показать место человека в системе животного мира; сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания; создать условия для осознанного применения знаний.
  • Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

Тип урока: урок новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина «Биология 10-11» (CD), презентация к уроку, презентация, выполненная учащейся 11 класса Марковой Ксенией, разноуровневая контрольная работа.

Пояснительная записка. Этот урок является логическим продолжением темы "Развитие жизни на Земле", имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Необходимо показать развитие взглядов некоторых ученых на проблему происхождения человека на определенном этапе развития животного мира. Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления; групповую и фронтальную работу учащихся. Итогом урока стала защита каждой группой своих творческих работ. Все схемы и иллюстрации проецировались на экран.

Ход урока

Эпиграфом к уроку являются слова Л.Н.Толстого: "Старайся дать уму как можно больше пищи".

Слайд№2

Этот эпиграф нацеливает учащихся на серьезную интеллектуальную деятельность на уроке.

Организационный момент.

Учащиеся дифференцированно разбиваются на 4 группы. Озвучивается тема урока; определяются цель и задачи урока; нацеливание на серьезную работу.

Изучение нового материала.

Человек вместе со всем живым на Земле прошел долгий путь эволюции. Вспомните, что означает понятие "эволюция"? Слайд №4

 (учащиеся зачитывают свои синквейны). Что является результатом эволюции? (ответы учащихся). И на определенном этапе эволюции животного мира появился человек (на экране схема эволюции животного мира).

Слайд №5

Вопрос о происхождении человека - очень интересный и одновременно весьма сложный; можно сказать, что это глобальная проблема человечества. А что вам известно о происхождении человека? Я попрошу вас на бумаге написать заголовок "Происхождение человека" - это название вашего будущего кластера, отметьте на нем опорные понятия, какие вы уже знаете по этой теме. А по ходу урока вы будете его дополнять, но уже другим цветом, и в конце урока представите нам свои творческие работы. Слайд №6

Итак, вопросами, связанными с происхождением и эволюционным развитием человека, занимается наука антропология (от греч. "антропос" - "человек" и "логос" - "учение"). Толчком к возникновению этой науки послужила теория Ч.Дарвина о происхождении человека от животных. Справедливости ради надо сказать, что Дарвин был далеко не первым, кто высказал подобное предположение.

Новая вспышка интереса к человеку возникла в эпоху Возрождения. Вопросами сходства человека и человекообразных обезьян в начале 16 века занимался Николай Тульп, положивший основу сравнительной анатомии.

В 18 веке естествоиспытатель и систематик живой природы Карл Линней, классифицируя животных, объединил в одну группу человека и человекообразных обезьян. Но и он не сомневался в божественном происхождении всего живого и его неизменности со времен создания.

Сторонниками эволюционного развития видов были знаменитые русские ученые: М.В.Ломоносов, видевший в окаменелостях доказательство того, что ранее Землю населяли иные животные, предки современных видов; А.Каверзнев, отвергавший божественное происхождение всего живого и утверждавший, что все виды произошли друг от друга. К.Рулье - основатель единственной додарвиновской эволюционной школы - подчеркивал родство человека с животными.

Большой вклад в развитие учения об эволюционном происхождении видов внесли французские естествоиспытатели Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк и Э.Ж.Сент-Илер. Но настоящий прорыв в этом направлении связан с именем Ч.Дарвина.

В 1871 году Дарвин опубликовал сенсационный труд "Происхождение человека". Основной постулат этой книги заключался в том, что человек не занимает особого положения в природе, представляя высшее звено в цепи развития всего живого. Дарвин доказал, что человек и современные человекообразные обезьяны имеют общих вымерших предков. Дарвин попытался объяснить, как происходило превращение древней обезьяны в человека. Ученый особо подчеркнул важность перехода к хождению на двух ногах, считая, что прямохождение позволило древнему человеку освободить руки и создать орудия труда.

 И на сегодняшний день остается спорным вопрос о том, где же появились пралюди, что побудило их встать с четверенек, слезть с дерева.

Человек - один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Давайте определим его систематическое положение. Вам задание - найдите соответствие между систематическими категориями и их определениями.

Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид.

Человек, Люди, Приматы, Животные, Млекопитающие, Хордовые, Человек разумный.

 Именно такое положение занимает человек в системе животного мира. И это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Однако возникает следующий вопрос: кто предок человека? Попытаемся ответить на этот вопрос, применив метод «Фишбоун», что означает рыбий скелет. В голову рыбы поместим наш вопрос, а на ребрах рыбьего скелета расположим доказательства родства человека с животными.

Эмбриологические доказательства     Слайд №7

И, конечно же, рудименты и атавизмы являются важнейшими доказательствами родства человека и животных.      Слайд №8

Рудименты это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично. К рудиментам относятся хвостовые позвонки, хвостовые и ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле, шейные ребра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения хвостатых и волосатых людей. Появление признаков, свойственных нашим далеким предкам, называется атавизмом.

 

Человек - представитель хордовых.       Слайд №9

Сходство человека с млекопитающими.       Слайд №10

Человек, как представитель приматов. Слайд №11

Все это, вместе взятое, указывает на несомненное родство человека и животных. Разумеется, - и это очевидно - между человеком и животными есть и принципиальные различия. Вопрос - какие вы можете назвать различия между человеком и животными?

И так, можем ли мы назвать предка человека?

 Но сомнений нет - обезьяны наши родственники. Но предки ли? Оказывается, нет! Современные человекообразные обезьяны имеют с нами общего предка. Но когда-то, очень давно, наши эволюционные пути разошлись. Люди стали развиваться параллельно с обезьянами, независимо друг от друга.

Слайды №12-№16

Сообщения учащихся о австралопитеке, неандертальце, кроманьонце.

Каким станет человек в будущем (презентация Марковой К)

 

Заключение. Рефлексия.

Свои кластеры вы доработали до конца, приготовьтесь к их защите. Когда вы будете защищать свои творческие работы, постарайтесь ответить на три вопроса: что вы знали по данной теме? Что узнали нового на уроке? Что хотели бы еще узнать? ( от каждой группы отвечает один человек, друг за другом по цепочке). После ответов учащихся итоги подводит учитель, отмечает наиболее важные моменты, прозвучавшие на уроке. Анализирует выполненные работы, оглашает отметки, которые дети поставили друг другу за работу на уроке.

На этом урок закончен. Всем спасибо. До свидания.

Приложение

Срез по теме «Происхождение человека. Эволюция гоминид»

Задание №1 (с выбором одного верного ответа)

 

А1. Рудименты и атавизмы – это признаки:

1)                 Усовершенствования человека

2)                 Родства человека с другими животными

3)                 Различия в происхождении человека и других животных

4)                 Возникшие в процессе антропогенеза

А2.  К вымершим человекообразным обезьянам относятся:

1)                 Орангутаны          2) Гиббоны        3) Дриопитеки     4) Шимпанзе

А3. Название «Человек прямоходящий» получил:

1)                 Неандерталец      2) Австралопитек       3) Кроманьонец    4) Дриопитек

А4.  Неандерталец умел:

1)                 Охотиться с луком     2) Хорошо говорить

2)                 Хорошо говорить        3) поддерживать огонь

А5  К социальному фактору эволюции человека относится:

1)изменчивость       2) речь      3) наследственность      4) естественный отбор

А6. Какой среди перечисленных факторов эволюции человека относиться к                     биологическому?

1)                 трудовая деятельность     2) речь      3) развитое мышление  4) наследственная изменчивость

С выбором нескольких верных ответов

 Задание №2

Какие признаки млекопитающих не характерны для человека?

1)Наличие диафрагмы      2) Наличие подшерстка 3) Альвеолярные легкие

4)хвостовой отдел позвоночника         5)подвижное наружное ухо 6) наличие 7 шейных позвонков

Задание №3

Скелет человека, в отличие от скелета млекопитающих животных, имеет:

1.      Прямой позвоночник без изгибов

2.      Грудную клетку, сжатую с боков

3.      Грудную клетку, сжатую в спино-брюшном направлении

4.      Позвоночник S- образной формы

5.      Сводчатую стопу

6.      Массивный лицевой отдел черепа

Категория: Файлы | Добавил: ROZA
Просмотров: 5784 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Официальный сайт СОШ №1 города Ясного © 2024 Бесплатный хостинг uCoz